Векторизация чертежей

 

 
                                    Гибридное редактирование и векторизация   |    ссылки  |   
                                                                                                                                                                                                                
 

      

 

 

 

           

Осуществленные возможности 

   ОАО "Институт Днепрогипротранс" - один из ведущих проектных институтов корпорации "Укртрансстрой", - уже более 70 лет специализируется на инженерно-технических и инженерно-геологических изысканиях для строительства железных и автомобильных дорог, различных сооружений жилищного и гражданского назначения, предприятий стройиндустрии. По разрабо­танной институтом документации сооружено более 7000 километров новых железных дорог и вторичных железнодорожных путей, построено или реконструировано 3900 мостов и 18 500 зданий.

   Созданные по проектам института объекты можно увидеть в Украине, России, Беларуси, Молдове, Туркменистане, многих других странах ближнего и дальнего зарубежья.

   Один из самых крупных и интересных проектов, разрабатываемых институтом в наши дни, - наплавной понтонный мост через реку Амударья в районе города Атамурат. Это впечатляющее масштабами и сложностью инженерное сооружение будет совмещать в себе автомо­бильный и железнодорожный мосты общей протяженностью около 1500 метров каждый, а его описанию в прессе непременно сопутствуют эпитеты "удивительный", "уникальный" и "не имеющий аналогов". Од­нако мало кто знает, что одной из составляющих успеха этого проекта (и, возможно, далеко не самой маленькой) стало то, что в начале 2001 года на вооружении проектировщиков института появились замечательные помощники - профессиональный широкоформатный сканер Vidar TruScan Select II Base и гибридный редактор Spotlight 4.0.

    Впрочем, прежде чем начать рассказ о сегодняшнем дне "Днепрогипротранса", заглянем в его недалекое прошлое. После распада СССР многие связи института были нарушены, финансовое состояние оставляло желать лучшего, а число сотрудников сократилось более чем втрое. Однако именно тогда здесь начали серьезно задумываться о возможностях использования архивов бумажных документов. В конце 90-х этот вопрос встал особенно остро и отдел автоматизации проектирования (АП) приступил к поиску решения.

   - С программами серии Raster Arts я впервые познакомилась в 2000 году на одном из семинаров в Киеве,   -   рассказывает   начальник отдела АП Нина Леонидовна Кулакова. - И сами программы, и реализованный в них подход к работе со сканированными чертежами произ­вели глубокое впечатление. Сразу по возвращении из Киева я, приводя различные аргументы, стала доказывать, что это ПО необходимо институту.

   К проблеме бумажных чертежей "Днепрогипротранс" подошел со всей ответственностью, и вместе с программным обеспечением было решено приобрести профессиональный широкоформатный сканер. Безусловно, убедить руководство в необходимости  потратить значительную сумму на приобретение целого программно-аппаратного комплекса всегда нелегко, однако сегодня в институте уже никто не сомневается в правильности сделанного выбора.

    Любое руководство заинтересовано в получении быстрой отдачи от вложенных средств, поэтому практически сразу после поставки комплекса и проведения курса обучения в институте был издан специальный приказ, запрещающий выпуск документации не в электронном виде.

   - Ситуация сложилась почти критическая, - подключается к нашему разговору начальник группы отдела мос­тов и туннелей (МТ) Игорь Павлович Деркачев. - Подавляющее большинство конструкторов тогда не то что не владели приемами работы в системах автоматизированного проектирования, но даже не были знакомы с компьютером. Довольно много чертежей создавалось на кульмане, и возможности сканера в сочетании с инструментами системы Spotlight очень сильно помогали нам в переводе таких чертежей в электронный вид. При этом мы не только значительно выиграли в качестве выпускаемых чертежей, но и добились многократного ускорения работ.

   На порядок возросла и производительность работы, требующей ис­пользования бумажной документации из архива.

   "Мы теперь используем все старые материалы, архивы, наработки института за 70 лет. Вместо того чтобы всё заново перечерчивать, просто сканируем их и дорабатываем, а затем выводим обновленный чертеж на печать. Довольны и мы, и руководство, и заказчики", - сообщили мне в институте и показали примеры рабочих чертежей. Кстати, схемы и планшеты длиной свыше пяти метров тут совсем не редкость, а едва ли не каждый второй документ имеет длину около 1500 мм, так что ра­бота со сканером меньшего формата или меньшей производительности была бы попросту невозможна.

   Организация, проектирующая здания, мосты, железные дороги и другие сложные объекты, должна иметь   штат   квалифицированных специалистов в совершенно разных и казалось бы непересекающихся областях: геодезистов, механиков, электриков, сантехников и т.д. Столь же многоплановы и бумажные чертежи, которые переводятся в электронный вид и используются при создании новых объектов и устройств. Поэтому неудивительно, что за полтора года с момента внедрения программно-аппаратного комплекса работу со сканером и с программой Spotlight освоили в институте все желающие (для этого силами отделов АП и МТ не раз организовывалось дополнительное обучение), а связкой Vidar TruScan Select II Base + Spotlight   пользуются практически все отделы "Днепрогипротранса".

   Из тысячи ежемесячно выпускае­мых чертежей примерно половина (!) выполнена на основе имеющихся бумажных материалов. Сканируют­ся как старые чертежи из архива, так и новые, созданные на кульмане, хотя в последнее время таких становится все меньше и меньше.

   Когда для выполнения комплекса проектировочных работ по уже упоминавшемуся автомобильно-железнодорожному мосту через Амударью срочно потребовался в электронном виде фрагмент реки общей площадью 80 км², это задание более чем оперативно выполнили два человека. Сканирование, обработка и сшивка в единый документ 150 планшетов заняли всего 14 рабочих дней. Рассказывая об этом, И. Деркачев добавил: "Если бы в нашем распоряжении не было такого производительного сканера и такого программного обеспечения, мы, возможно, вообще не справились бы с этой задачей".

   В архиве института хранится огромное количество калек, "синек" и других старых чертежей. Хотелось бы их отсканировать, повысить качество, сохранить в электронном архиве на сервере и CD-ROM. Однако полный перевод бумажного архива в электронную форму - дело более или менее отдаленного будущего: даже выборочное сканирование одних только нужных в данный момент документов полностью загружает и сканер, и программное обеспечение.

 

   Обычная цепочка (цикл) работы с бумажным чертежом выглядит так:

   Рассмотрим   каждый   из   этапов более подробно...

   1.         Сканирование бумажного оригинала

    Среди сканируемых в институте материалов встречаются как срав­нительно новые чертежи, выполненные на ватмане или кальке, так и чертежи начала XX века, хранящиеся на пленках и неких подобиях "синек". Поскольку всё начинается именно со сканирования, качество полученного рас­трового изображения - возможно, самый важный фактор процесса преобразования бумажного чертежа в электронную форму. Из-за высокой загруженности оборудования времени на подбор оптимальных параметров зачастую не хватает, поэтому в институте особо ценятся опытные опе­раторы, способные оценить качество чертежа или планшета едва ли не с первого взгляда и сразу же подобрать наиболее подходящие режимы работы сканера. Проблемные кальки сканируются прикрепленными на лист ватмана, а ветхие документы помещаются в специальный прозрачный конверт, защищающий их от разрывов и замятий при прохождении через подающие ролики.

   2.      Первичная обработка данных

   К сожалению, даже такой замечательный сканер, как Vidar TruScan Select, не может компенсировать все недостатки бумажных оригиналов. Поэтому первым этапом работы практически с любым отсканированным материалом является повышение его качества: с растрового изображения удаляется "мусор", заливаются "дырки", применяется сглаживание, если необходимо - утоньшаются или утолщаются линии на чертеже. При работе с планшетами, линейными схемами и другой картографической информацией, требующей особой точности, ис­пользуется реализованная в Spotlight функция калибровки (трансформации) растра, позволяющая устранять как линейные, так и сложные нелинейные иска­жения растровых изображений. Многим пришлись по душе и имеющиеся в Spotlight средства автоматизации рутинных работ. Наибольшей популярностью пользуется автокоррекция, позволяющая в автоматическом режиме последовательно запустить целый ряд операций (Удалить мусор, Залить дырки, Устранить перекос и т.д.) и тем самым избавить оператора или инженера, работающего со сканированным чертежом, от монотонного труда. Если автокоррекция невозможна (например, при низком качестве растрового изображения), инструменты повышения качества используются в ручном режиме, а фильтру Удалить мусор предпочитается операция Разделить по размеру, позволяющая выполнить безопасную очистку чертежа: "мусор" не удаляется, а переносится на отдельный слой, что позволяет при необходимости восстановить значимые фрагменты изображения, распознанные программой как "мусор". Завершает этот этап выделение и перенос на другой слой тех растровых объектов и надписей, которые подлежат переработке, а слой с изображением, остающимся без изменений, блокируется и тем самым защищается от случайных изменений или удаления.

   3.      Доработка чертежей

   Доработка чертежей выполняется в среде AutoCAD или AutoCAD с RasterDesk и включает как добавление на чертеж новых объектов с использованием привязки к растровой подоснове (наиболее распространенный и эффективный метод), так и создание абсолютно новых чертежей, когда отсканированный чертеж используется просто как подложка для трассировки или рисования. При помощи этой технологии даже молодые и не очень опытные специалисты (например, практиканты) могут выпускать грамотные чертежи, освобождая для решения сложных проектировочных задач время своих высококвалифицированных коллег.

   4.      Сохранение и печать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После выполнения полного комплекса работ по доработке чертежа слой с изменяемыми фрагментами скрывается (или, что реже, удаляется), а полученный документ сохраняется на жесткий диск. При этом растровая информация сохраняется в формате TIFF со сжатием, что по сравнению с несжатыми форматами позволяет сократить размер файла более чем в 40 раз. Регулярное создание резервных копий на CD-ROM исключает потерю данных. На диск сохраняется не только доработанный, но и оригинальный вариант документа.

   Результирующий растровый, векторный или гибридный чертеж при необходимости выводится на печать - для этих целей в отделе АП установлен доступный по сети струйный плоттер HP DesignJet 500. 

   "Использование профессионального сканера и Spotlight позволяет значительно экономить наше время, а стало быть и деньги, - убеждены в институте. - Кроме того, мы не проиграли и в выборе поставщика. Нам наверняка известно, что мы всегда получим быстрый и квалифицированный ответ на любой вопрос по сканеру или программному обеспечению, а это совсем не так мало, как может показаться со стороны".

   - А что вы посоветуете организациям, которые еще только думают об использовании новых технологий работы с бумажными чертежами? - задал я свой последний свой вопрос перед самым отъездом из Киева.

   - Поскорее собраться с мыслями и начинать работу! Широкофор­матный сканер и программы серии Raster Arts - отличные помощники, а выгода от их внедрения не заста­вит себя долго ждать. Теперь мы это знаем точно!

 

Дмитрий Булычев

Internet: http://www.RasterArts.kiev.ua

     P.S. Автор благодарит Нину Леонидовну Кулакову, Игоря Павловича Деркачева и весь коллектив института "Днепрогипротранс" за любезно предоставленные для этой статьи материалы, а также за теплый прием и дружескую атмосферу, которые всегда сопутствуют нашим встречам. Удачи Вам и процветания!

 

 

 

   Деяние и замысел должны соответствовать друг другу, не то заложенные в них возможности так и останутся неосуществленными. Франсуа де Ларошфуко

 

                                                                                                        

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

 


 

 

магазин рыболовных снастей Массажист в салоне красоты - невысокие цены.  
     
     

 

Векторизация чертежей

Сайт управляется системой uCoz